Бизнес и безопасность в России,
23 октября 2000 г.
Магическое исчезновение грузов 822 просмотра
Специалисты страховой компании «Согласие» консультируют наших читателей по вопросам финансовой защиты грузоперевозок.
Контракт на поставку подписан, товар упакован, погружен, отправлен. Казалось, остается только спокойно вернуться к себе в кабинет и пересчитать полученную прибыль. Но впереди дорога.
Что может случиться в дороге с вашим грузом
Больше всего о неприятностях с грузами знают не грузоотправители и даже не грузоперевозчики, а страховщики. Именно к ним стекается информация обо всех возможных потерях, авариях, катастрофах и несчастных случаях. Обратимся к стандартному списку страховых случаев. «Возмещается ущерб от повреждения или полной гибели всего или части груза, вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, посадки судна на мель, провала мостов. Возмещается ущерб вследствие противоправных действий третьих лиц, пропажи транспортного средства без вести, ущерб от повреждения и гибели груза при погрузке, укладке и выгрузке груза, убытки по общей аварии». Список столь внушительный, что возникает вопрос, не преувеличивают ли страховщики опасность. — Знаете, когда работаешь в страховой компании, то начинаешь думать, что весь мир состоит из сплошных неприятностей, — рассказывает Наталья Часовикова, директор компании «Согласие». — Я постоянно подписываю заявления о сломанных конечностях, сгоревших дачах, авариях на заводах или разбойных нападениях на ценный груз и, признаюсь честно, в моей богатой практике не было, пожалуй, только порчи груза в результате удара молнии, а все остальное, включая магическое исчезновение груза, встречалось. Англичане, «съевшие в страховом деле собаку», магическим называют пропажу груза, когда целостность упаковки не нарушена и не находится разумного объяснения его исчезновения. Такой случай бывает один раз на миллион. Обычно же все ограничивается банальными авариями и «противоправными действиями третьих лиц», а проще — грабежом. Востребованной оказывается так же страховая компенсация нарушения сроков поставки груза, когда страховая компания компенсирует грузополучателю затраты, беря на себя дальнейшие заботы по поиску и возможной реализации задержанного груза.
Кто в России не пренебрегает страховкой
Работа с грузоперевозками — обычная практика страховых компаний, рутина, если хотите. Основной поток страховых полисов обеспечивают профессиональные перевозчики, автоматически страхующие транспортные средства и свою ответственность перед грузополучателем. Далее страхуются компании, поставляющие товар за границу. К страхованию их принуждают условия самого контракта. — Что же касается компаний, которые, отправляя свою продукцию, экономят на привлечении профессиональных перевозчиков и на оформлении страховки, то их можно увидеть на пороге страховой компании только после того, как страховой случай уже наступил, и они смогли воочию убедиться в пагубности такой экономии, — говорит Наталья Часовикова. — Истории про перевернувшуюся на скользкой дороге фуру, погибший товар и иски владельцев, покалеченных в результате аварии, нашим специалистам приходится выслушивать с завидной регулярностью. Хотя таких «поставарийных» страховых договоров у нас не много — не более 5-10%. Чем это вызвано? Может быть, тем, что аварий и грабежей происходит не так уж и много, тем, что новичкам везет, а, может, и обреченностью, с которой некоторые фирмы воспринимают подобные ситуации.
Самолет — хорошо, пароход — хорошо, а олени — лучше
По мнению страховщиков, слова незатейливой чукотской песенки верны лишь отчасти: самолет — это действительно хорошо, а что касается парохода и оленей, то есть транспортные средства и понадежней. В какой же последовательности оценивают страховщики транспортные средства по уровню надежности? Как мы уже сказали, лидирует самолет, затем идут железнодорожные и автомобильные перевозки, далее с большим отрывом следуют речной и морской виды транспорта, и только потом — нетрадиционные транспортные средства, к коим можно отнести оленей. Уровень надежности транспортного средства определяет размер страховой премии, которую запросит страховщик. Она колеблется от 0,2% от стоимости груза для самолета до 10% и выше для оленей. Однако вид транспортного средства — не единственный фактор, определяющий размер страховой премии. Вид товара, упаковка, маршрут, наличие физических средств охраны и сопровождения груза, положительный опыт работы с перевозчиком или грузоотправителем и множество других факторов могут как понизить, так и резко увеличить стоимость страхового полиса. — Например, — рассказывает специалист по страхованию грузоперевозок компании «Согласие», — если я страхую груз чугунных болванок, отправляемых 20-ти тонными контейнерами по железной дороге, то начисляю минимально возможную страховую премию. Но если перевозчику взбредет в голову перевозить транзитом по территории, прилегающей к Чечне, норковые шубы в фуре с брезентовым верхом без охраны и второго водителя, то я, ни мало не сомневаясь, поставлю процент, принуждающий грузоперевозчика пересмотреть маршрут и принять дополнительные средства безопасности, чтобы не потерять свою выгоду. Надо отметить, страховщики действительно не очень любят маршруты, пролегающие по территории военных действий, с опаской относятся к маленьким 5-ти тонным железнодорожным контейнерам, и внимательно следят за мерами физической защиты дорогостоящих грузов. Свое отношение к возможной надежности способа доставки груза они выражают при помощи понижения или увеличения страховой премии. Сколько же стоит страховой полис, например, для груза стоимостью в миллион рублей, отправленного самолетом? Около трех с половиной тысяч рублей, что не так много по сравнению с общей суммой контракта и гарантиями страховой компании. Страховщики знают не понаслышке, что, несмотря на кажущуюся малость этой суммы, именно ее и не хватает отправителям в достаточно объемной смете грузоперевозок. Создается парадокс русского перевозчика: чем дешевле груз и меньше страховая премия, тем меньше заинтересованность перевозчика в оформлении страховки. В случае же, когда стоимость груза исчисляется суммами со многими нулями, перевозчик уже не в состоянии приобрести полис, несмотря на всю свою заинтересованность. К счастью, последнее время эта ситуация меняется к лучшему.
Проверки на дорогах или от чего нельзя застраховаться
Профессиональным грузоперевозчикам уже давно не надо доказывать выгоду сотрудничества со страховыми компаниями. Однако на вопрос, все ли возможные потери предусматривает страховой договор, они со вздохом сожаления качают головами. — Сегодня самые большие убытки нам приносит хорошо отлаженная система административных поборов, — рассказывает Алексей Уткин, директор транспортно-экспедиционной компании РусТЭК. — Сложно даже выделить, кто более преуспел в деле финансово-административного шантажа: ГУБЭП, ОБТП, МОТ или ГИБДД — все они наперебой «борются» с экономическими преступлениями, необоснованно задерживая машины. Особенно рьяно нас «доят» на трассах Клин-Москва, Клин-Тверь, на Московской кольцевой дороге, в Можайске и Красной Горке (Смоленск). Никакие страховые компании не возьмутся страховать перевозчика от задержки груза в результате слишком тесного общения с государственными силовыми организациями, и сегодня это основная наша проблема. Перевозчики как могут решают эти проблемы: закладывают примерный размер «финансовой утруски» в смету перевозок или нанимают машину сопровождения с представителями одной из вышеперечисленных силовых структур. Они понимают, что несовершенная законодательная база мешает жить не только им одним и стараются философски относится к системе поборов на дорогах. Что же касается страховки, то в случае административного вымогательства, к сожалению, она бессильна. — Нельзя рассматривать страховку, как панацею от всех бед, — говорит Наталья Часовикова. — Полис является хорошим дополнением к системе физической защиты груза и обеспечивает финансовую безопасность грузоотправителя в случаях, когда сил физической защиты становиться недостаточно. Физическая защита остановит грабителя, предотвратит взлом, обеспечит оперативное решение возникающих в дороге проблем (таких, как проблемы с силовыми структурами), но что касается ущерба в результате возможной ошибки водителя или других участников движения, приведших к аварии, ущерба возникшего при перегрузке груза, а также потерь от задержки груза в дороге, то все это — сфера влияния страховщиков.
Почему, признавая пользу страхования, фирмы не оформляют полис
Наталья Часовикова называет четыре основные причины этого явления. 1. Не сформировавшаяся «психология хозяина». Многие директора предприятий, начинавшие свою карьеру в разгар социализма, так и не могут осознать роли собственных решений в цепи неудач предприятия. Они уже много знают, но привычки, выработавшиеся на заре их карьерного роста, порой просто не позволяют им действовать адекватно ситуации. 2. Экономия средств. Директора либо физически не могут расширить смету грузоперевозок, либо просто мысленно преувеличивают возможный размер страховой премии. Именно поэтому они даже не обращаются к страховщикам за консультацией. 3. Отсутствие в штате предприятия специалиста, в обязанности которого входит работа со страховщиком. Обычно загрузка каждого специалиста максимальна, и оформление страховки не происходит просто потому, что на предприятии нет человека, закрепленного за этим участком работ. 4. Отсутствие страхового навыка. Пройдет еще немало времени, прежде чем россияне научатся заботиться о собственной финансовой безопасности. Мнение директора страховой компании подтверждает Александр Поляков, специалист по поставке продуктов питания «Частного предприятия Чернова»: — Мы не оформляем страховой договор по двум основным причинам: во-первых, нам это не выгодно, ведь наша прибыль колеблется в пределах от 3-х до 4-х процентов, и мы не будем отдавать большую ее половину страховщикам (запросы страховщиков Александр увеличил почти в семь раз от реальных — Е.В.). Во-вторых, нас не устраивает уровень оперативности оформления страхового документа: нам приходит заказ, и уже через пять-десять часов мы отправляем груз — у нас просто нет ни возможности, ни времени заниматься страховкой (они не успевают оформить полис потому, что никто этим специально не занимается — Е.В).
Подводя итоги...
Прислушиваясь к совету опытного страховщика, следует помнить: — страхование становится выгодным только, если заниматься им планомерно, просчитывая необходимую долю риска, трезво оценивая собственные ресурсы. Это становится возможным, когда в штате предприятия появляется человек, регулярно работающий со страховыми компаниями; — страховой полис — это финансовая защита груза и является всего лишь эффективным дополнением, а не заменой системы физической защиты; — страхование должно входить в финансовый баланс предприятия; — прежде чем довериться собственному мнению по поводу уровня эффективности страхования в вашем конкретном случае, попробуйте проконсультироваться с опытным страховщиком. Вполне возможно, что ваши сведения неверны или устарели; — обращаясь в страховую компанию, не бойтесь собственной некомпетентности. Страховщикам выгодно получить не разовый договор, а долгосрочный контракт, поэтому они самостоятельно выберут оптимизированную форму сотрудничества, и не будут требовать от вас знания тонкостей страхования и сложной терминологии. И последнее. Хотя страхование еще не пользуется в России такой популярностью, как в других странах, но уже сейчас в нашей стране существуют сотни очень надежных компаний, зарекомендовавших себя с лучшей стороны. Они выстояли под ударами финансовых кризисов и продолжают со всей серьезностью относиться к нуждам своих клиентов. Базы данных страховых компаний открыты — выбирайте компаньонов со всей тщательностью и будьте уверены — они не подведут и будут рядом в самые сложные моменты вашей жизни.
ВИКТОРОВА Е.
Вся пресса за 23 октября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тарифы, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Finversia.ru, 26 декабря 2024 г.
Автоюристы vs страхование
|
|
Банковское обозрение, 26 декабря 2024 г.
АСВ гарантирует сохранность средств по договорам страхования жизни
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 26 декабря 2024 г.
Штраф в пользу потребителя стимулирует бизнес к исполнению обязательств — КС
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
Конкретизировано взыскание штрафа со страховщика за неисполнение требований
|
|
Frank Media, 26 декабря 2024 г.
ЦБ привел пример лучших практик при разработке программ ДСЖ
|
|
Интерфакс, 26 декабря 2024 г.
В новых регионах договоры страхования могут оформить три десятка страховщиков
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин оценил продажи полисов ОСАГО в новых регионах
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В Донбассе и Новороссии с января заработают обязательные виды страхования
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ усилят контроль за работой страховых медицинских организаций
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин рассказал об обязательных видах страхования в новых регионах
|
|
Коммерсантъ онлайн, 26 декабря 2024 г.
Балицкий напомнил об обязательном ОСАГО для водителей Запорожской области
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 26 декабря 2024 г.
Водителю стало плохо за рулем - работает ли в такой ситуации страховка в случае ДТП
|
|
Новости транспорта, 26 декабря 2024 г.
Haval Jolion выбился в лидеры по числу оформленных полисов КАСКО с начала года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 26 декабря 2024 г.
Задержан еще один организатор инсценировок ДТП в Кургане
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Руководители Swiss Re описывают проблемы отрасли и факторы роста в 2025 году
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|